+7 (964) 588-01-74

экскурсии организуются - на АВТОБУСЕ, ПЕШКОМ и с проездом на МЕТРО

ЗАКАЗ экскурсий: +7(465)781-1423, +7(964)588-0174, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

подводная лодка      СУБМАРИНА   Б-396                   - музей в Москве  см. здесь  

 музей-заповедник  "ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ"  Белгородская обл. пос.Прохоровка 
  3-х дневный тур "Третье Ратное Поле"
 см. "БИТВА МЕТАЛЛА...дальше было чистое поле- а за ним Москва....

12 июля 2015г. Белгородская область отметила 72-ю годовщину битвы под Прохоровкой – самого крупного танкового сражения в мировой истории. Каждый год в этот день Третье ратное поле России становится местом паломничества для тысяч жителей и гостей Белгородчины. 


 
prohorovka1 prohorovka2 vecnuiOgon 

 Инновационный военный музей  -  история великой Курской битвы.

Важнейшейшей частью Курской битвы явилось Прохоровское сражение. В память об этих событиях был создан музей-заповедник «Прохоровское поле». В его состав входят 22 памятных знака и объекта. Главный памятник музея-заповедника, памятник Победы-Звонница.это музей нового поколения, здесь вперые внедрены новые информативные и организационные технологии. на 1-ом этаже находится кинозал на 90 мест. Предусмотрено организационное сопровождение мероприятий, обеспечение видио и звукотехникой
В 2010 году, к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, был открыт мемориальный комплекс «Третье ратное поле России». Это музей нового поколения в России, при его создании использовались новейшие информационные технологии. Прошлое и настоящее хранят музейные коллекции, насчитывающие более 22 000 экспонатов.
  •      
 
 памятник- часовня  ГЕРОЯМ  ПЛЕВНЫ  Ильинские ворота, метро "Китай-Город 
Plevna2
 
Боковые грани часовни-памятника героям Плевны украшают 4 горельефа: крестьянин, благословляющий своего сына-гренадера перед дальним походом; злобный янычар с ятаганом в руках вырывает из рук матери-болгарки маленького ребенка; воин-гренадер, пленяющий турецкого захватчика; раненый  русский солдат срывает цепи с женщины, которая олицетворяет собой Болгарию.
 
На гранях шатра отлиты надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.»«В память войны с Турцией 1877—78 годов»,  

В самом центре Москвы, на площади Ильинские ворота, стоит памятник. Памятник-часовня. Немногие москвичи бросают на него свой взгляд, и лишь несколько раз в год он становится центром торжеств и памятных мероприятий. Это Памятник героям Плевны. Гренадерам, погибшим при штурме этого города. Плевенская битва была одним из ключевых сражений русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Памятник построен в честь всех героев этой войны. Часовню соорудили по проекту известного архитектора Владимира Иосифовича Шервуда и торжественно открыли к десятилетней годовщине этого выдающегося сражения в 1887 году.

  
страницы истории - и найдите 5 отличий событий сегодняшних дней

Рассматриваемая война велась не только не на русской территории, но даже не на территории сопредельного государства. И всё же Россия вела эту войну целенаправленно. Болгарский народ – братский славянский и, что самое главное, православный – томился долгие столетия под гнетом Высокой Порты. У болгар отсутствовали какие-либо права. Первенцы нещадно изымались из семей для службы в мусульманской армии. Налоги душили финансовое благосостояние болгарского сообщества. Церковь была в унизительном положении, количество священнослужителей регламентировалось и являло собой крайне малую цифру, а церковные структуры вообще не развивались и находились под строжайшим османским контролем.

4. Портрет Александра II кисти Е. Ботмана. 1856 год.

XIX век характеризовался новыми веяниями на международной арене. Феодальная Оттоманская монархия начала свое движение в сторону разложения. Оставаясь на месте в своем политическом развитии, стремясь сохранить и упрочить традиции средневековой Порты, и не желая приспосабливаться к условиям изменившегося времени, она становилась все более жестокой по отношению к угнетаемым национальностям. Но эти же самые народы начали понимать, что их властному врагу вскоре наступит конец и что истинный момент для попытки освобождения настает. Первопроходцами стали греки, сбросившие с себя турецкое владычество еще в 20-х годах XIX века.

5. Взятие приступом Гривицкого редута 30 августа 1877 г. C картины художника Дмитриева-Оренбургского

Это стало сигналом и для других порабощенных народов. Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина переняли эту эстафету отвоевания национального суверенитета. В 70-х гг. XIX века за ними последовала и Болгария. В 1876 году произошло кровопролитнейшее Апрельское восстание, ставшее отчаянной попыткой озлобленного и измученного народа противостоять туркам. Результатом его явилось более сорока тысяч жертв, погибших от рук турецких янычар и башибузуков. В свою очередь, именно на Россию, как на единственную православную Империю, возлагали болгары свои надежды на освобождение. Александр II взвешивал все плюсы и минусы помощи болгарам.

6. Последний бой под Плевной, взятие всей армии Османа-паши 28 ноября 1877 г. С картины  Дмитриева-Оренбургского

В 1877 году стало ясно: ни один из способов не даст желаемого болгарами эффекта, кроме военного вмешательства. При этом в России были в разгаре «Великие реформы», сильно истощившие экономику Империи, выступления пролетариата приобретали массовый характер, а недовольство императором нарастало в умонастроениях русского общества. И все же Александр II решился на военное вторжение. 12 апреля 1877 года война была официально объявлена. Однако это событие вызвало небывалый ажиотаж в русском обществе, в положительном смысле, и привело к единению и совпадению точек зрения по вопросу вызволения единокровных и единоверных болгар из средневекового плена.

7. Площадь Ильинских ворот. Фотография конца XIX века

Люди не скупились на щедрые пожертвования освобождаемым, собирая крупные суммы денег и всевозможную гуманитарную помощь. Все это было не по принуждению, но по велению сердца, по единственно верному желанию помочь той стране, которая, хотя и не являлась непосредственным нашим соседом, но невидимые духовные связующие нити с которой интуитивно ощущались большинством русских людей в разных городах нашей страны. По истечении некоторого времени после начала войны император Александр II прибыл в Москву, чтобы в древней столице России получить поддержку своего решения. Результаты превзошли все его ожидания.

8. Памятник героям Плевны. Фотография конца XIX века

Красочно живописала торжественное прибытие императора в Москву 22 апреля 1877 года газета «Московские Епархиальные ведомости» (№19, 1877 г.): «Иллюминация Курского вокзала была великолепна, платформа представляла собою оранжерею тропических растений и живых цветов, среди которых красовался мраморный бюст Государя Императора; вдоль вокзала, с его внутренней стороны, горел целый ряд газовых звезд и орлов, а на площади против вокзала, из газовых же рожков, горела лента «Боже царя храни», слева громадный щит с вензелем Государя Императора и с надписью: «Царствуй на славу нам, царствуй на страх врагам». Трудно себе вообразить несметное множество собравшегося еще засветло народа».

9. Площадь Ильинские ворота. Современная фотография

После прибытия в город государя народный ажиотаж вспыхнул с еще более яростной силой: «Трудно изобразить взрыв народнаго энтузиазма при виде Государя. Народная волна заколебалась порывисто, и громовый клик пронёсся по Москве. Весь путь от Курской станции до Кремля был великолепно иллюминован и пестрел тысячами национальных флагов, торжественно развевавшихся в воздухе… Едва появилась коляска государя, народ, прорвав канаты оцепления, бросился за коляской с оглушительными кликами. Шапки полетели вверх… Кремлевские решетки были унизаны сплошными рядами, все галереи Ивановской колокольни были переполнены. Кремлевский звон и народные клики приветствовали появление Государя».

  Дом-музей М.Ю. Лермонтова           ул Малая Молчановка,2, метро "Арбатская    

muzLermont Le2  Lerm4  Lerm1

  • Единственный мемориальный дом Лермонтова в Москве, сохранившийся до наших дней, сам по себе является бесценным артефактом и наиболее значимым экспонатом. Экспозиция музея рассказывает об учебе Лермонтова в Университетском Благородном пансионе, Московском императорском университете, о напряженной духовной и творческой жизни поэта.
  • Мемориальная часть дома представляет собой восстановленные интерьеры московского особняка 1830-х годов, с подобранными по типологии предметами мебели и декоративно-прикладного искусства и материалами лермонтовской коллекции ГЛМ, включающей в себя подлинные фамильные портреты, рисунки и картины Лермонтова, книги с его автографами.
  • Коллекция собиралась с первых дней создания ГЛМ в 1934 году. В экспозиции представлена самая драгоценная реликвия музея — автопортрет поэта. Среди книг — две с автографами Лермонтова. Фамильные портреты матери Лермонтова — Марии Михайловны, его бабушки Елизаветы Алексеевны и самого поэта в раннем детстве; акварельный портрет отца, Юрия Петровича, написанный самим Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Работы Лермонтова — художника — портреты близких людей, рисунки, масляные картины с видами Кавказа.
  •  Чтобы реконструировать обстановку, авторы экспозиции опирались и на типологию дворянского быта первой трети XIX века, и на все те детали, которые давало изучение жизни и творчества самого Лермонтова и воспоминания его современников. Главное сокровище большой гостиной - семейные портреты, сделанные крепостным художником. На одном из них - Лермонтов в раннем детстве, так символично изображенный со свитком в руке. В кабинете Лермонтова - книжные шкафы с книгами по истории, философии и лучшими изданиями той поры. Гравюра с видом Кавказа соседствует с одухотворенной "Мадонной с младенцем" Рафаэля, которая напоминала поэту о рано умершей матери.

 

 АРМЯНСКИЙ ХРАМОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС    м. "Достоевская      

 ARMgenocidArm1 Arm2  

Армянский храмовый комплекс находится в центре Москвы, на юго-западной стороне перекрестка Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. В состав храмового комплекса входят: Кафедральный собор, церковь Сурб Хач, резиденция патриаршего экзарха и главы Ново-Нахиджеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, гостиный дом, трапезная, гимназия, музей, а также малые архитектурные формы — торжественные ворота комплекса, входной портал музея и подземной части, родник-памятник армяно-русской дружбы, хачкары-памятники.... 

ARMgenocid2   АРМЯНСКИЙ    МУЗЕЙ   МОСКВЫ     и    КУЛЬТУРЫ   НАЦИЙ       
  • музей  находится на территории храмового комплекса,открытие приурочено к 100-летию Геноцида Армянского Народа
  •  
  МОСКВАРИУМ                                                                    территория ВДНХ    
OCEANbaner-na-sayt_01 okeanarium ocean1
  • ЦЕНТР ОКЕАНОГРАФИИ И МОРСКОЙ БИОЛОГИИ "МОСКВАРИУМ"
  • Вас ждет невероятное подводное путешествие по Мировому океану: от Байкала до Галапагосских островов, от исландских фьордов до Большого Барьерного рифа, от Гренландии и до Камчатки. Самый крупный аквариум Европы вмещает 5 млн литров воды, 80 аквариумов, 7000 разнообразных рыб и морских животных, интерактивную детскую зону, тачпул с морскими звездами, карпами и скатами.
ШОУ "КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" 
В САМОЙ ГЛУБИНЕ КОМПЛЕКСА БЬЁТСЯ «СЕРДЦЕ» МОСКВАРИУМА – ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ НА 2300 МЕСТ, В КОТОРОМ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ это УНИКАЛЬНОЕ ШОУ !
Захватывающая история отважного мореплавателя, завораживающее полнокупольное представление на "большой воде" с трёхмерной проекцией и участием величественных косаток, загадочных белух, озорных дельфинов и очаровательных ластоногих! 
  • Здание комплекса условно делится на Аквариум, Центр плавания с дельфинами и Основной Зал, где проходят незабываемые выступления морских животных и цирковых артистов.
  • Территория Аквариума занимает свыше 12 000 кв.м., на которых установлено 80 огромных, специально спроектированных аквариумов и бассейнов.
  • Экспозиция длиной в 600 метров с совокупным объёмом воды 3000 куб.м. даёт поистине исключительную возможность воссоздать в одном месте экосистемы разных уголков Мирового океана, в том числе богатых водоёмов Российской Федерации!!
 
 
 
 
 
Центальный музей Вооруженных Сил ул. Советской Армии, 2, м.Достоевская 
   проводится  НОВАЯ экскурсия-    "на войне- МАЛЕНЬКИХ НЕТ!                   
 na_voine_malnet museum_voorushonye_sil

" Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете -  А.Твардовский.

 из отзывов: 

-"5.03.15 были 3 классом на экскурсии в Центральном музее Вооруженных сил. Тема нашей экскурсии "На войне маленьких не бывает". Были сомнения, будет ли понятна детям 9-10 лет тема? В нее входит 30 минутный документальный фильм о войне и часовая экскурсия по трем залам. 
Спасибо большое нашему экскурсоводу - профессионалу Знаменской Виктории Витальевне. Экскурсия прошла на одном дыхании, дети бегали за экскурсоводом, боясь упустить каждое ее слово. 
Очень интересный музей, познавательный, с огромнейшей коллекцией экспонатов, с отзывчивыми людьми. Советую посетить.

-"9 мая в музее можно застать, то, что не застать в "обычные" дни - экскурсии проводят научные сотрудники музея. И тут нам повезло! Попали на экскурсию к сотруднику, занимающемуся именно подбором экспонатов и оформлением залов. И эта экскурсия поменяла отношение к музею у ребенка - привычные залы "заговорили". ОЧЕНЬ рекомендую в следующем году попробовать сходить в Музей именно на экскурсию (не только на праздничную программу!

-"Монументальное здание внушало уверенность в мощи и несокрушимости Российской армии. На крыльце установлены танк Т-34-85 и пушка. Слева от здания, на постаменте возвышается межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А. 
Напротив входа привлекает внимание инсталляция, созданная из военных касок, патронташей, патронных ящиков, запасных частей боевой техники, стволов и других предметов воинской амуниции. 

 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МЧС РОССИИ Лазоревый проезд,12, ст.м. "Ботанический сад"

logo mcs2

 "Мы сохраняем историю спасательной службы России"

  Центральный музей  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – федеральное казенное учреждение, осуществляющее сбор, исследование, хранение и экспонирование памятников отечественной истории местной противовоздушной обороны, гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также истории МЧС  России

“В поисках совершенного материала”

  темы денежных экскурсий: 

“История денежного обращения России”

"Такие новые “старые знакомые”

«Невыдуманные истории о людях и их деньгах»

Фальшивомонетничество. История и современность.

“В поисках совершенного материала”

“Животный мир на банкнотах и монетах стран мира”- для младших классов

«Деньги: загадочный мир повседневного»

У посетителей   музея есть реальная возможность почувствовать дыхание времени, проследить тот путь, который прошли люди в поисках совершенного материала для изготовления денег, взглянуть на деньги в другом ракурсе, как на произведения искусства, над которыми столетиями трудились самые настоящие художники.

Неизменный интерес у посетителей музея вызывает рассказ о том, как производится денежная бумага, что делает ее такой особенной и неповторимо хрустящей, как работают художники, создатели современный банкнот, и, наконец, как уничтожают старые, ветхие купюры.

Сегодня в Москве насчитывается более 130 музеев различных направлений: исторические, литературные, технические, естественно-научные, мемориальные и другие. Большинство музейных фондов Москвы уникальны, бесценны и насчитывают многие тысячи экспонатов. Каждый из музеев интересен по-своему. muzeydeneg.ru

 

  Храм Иоанна Воина на Якиманке   ул.Б.Якиманка,46 м." Октябрьская 

__

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу»[1]. Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом  месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного.                                                                                                                                                              Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.   К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: "Аптека, врачующая грехи"

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).

Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

Выпало Храму и иное послушание - стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

  ДВОРЕЦ-ЛАРЕЦ - Дом купца Игумнова,         ныне здание посольства Франции  

008

Дом купца Игумнова — исторический особняк в Москве, расположен на Якиманке на улице Большой Якиманке. Здание особняка является объектом культурного наследия федерального значения[1].

, директор и владелец Ярославской Большой Мануфактуры, в 1888 году подал прошение о строительстве нового каменного дома. Дом был построен молодым архитектором Николаем Поздеевым, бывшим в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в впсевдорусском стиле был построен в 1985 г.на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Для строительства кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления были изготовлены на знаменитом заводе Кузнецова (бы. Интерьеры дома были оформлены архитектором П.С. Бойцовым и братом автора проекта,И Поздеевым  

После революции 1917 г дом был переданАлександру Богдановудля его опытов по переливанию крови, от которых он скончался. Впоследствии в особняке былМосковский институт мозга.

С домом Игумнова связаны разнообразные легенды. Согласно одной из них, Игумнов намеревался жить в нём со своей любовницей, но затем уличил её в измене и замуровал неверную в стенах особняка. По второй легенде, однажды Игумнов решил удивить гостей и выложил пол в парадной комнате золотыми монетами. Но, как известно, на монетах был изображён профиль императора, так что гости, топча червонцы ногами, невольно проявляли неуважение к царской особе. Слухи об этом предположительно дошли до самого императора, и Игумнов был вынужден покинуть Москву.

 ALMfond korona ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

 Музей-заповедник Московский Кремль                                                     

   Оружейная палата – Старейший музей декоративно-прикладного искусства. Вашему взору представятся драгоценные камни и благородные металлы. В двухэтажном здании музея экспонаты расположены в девяти залах. В четырех залах первого этажа хранится собрание вещей царских династий Российской империи, именно здесь можно увидеть знаменитую Шапку Мономаха. На втором этаже отдельная витрина отведена бессмертным творениям Карла Фаберже, выставлена коллекция старинного оружия.

   Успенский собор – главный храм Кремля и старейший архитектурный памятник заповедника, творение легендарного Аристотеля Фиораванти, изначально расписанного Дионисием. Здесь происходили все главные церемонии – венчание на царство, постановления русской церкви.

   Архангельский собор – самый красивый кремлевский собор – работа итальянца Алевиза Нового. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил и Алексей Романовы, всего 46 надгробий царей и князей.

   Благовещенский собор – Домовой княжеский храм, строительство которого было закончено в 1489 году псковскими мастерами. Здесь проходили церемонии бракосочетания, крещения, именины и прочие празднества. Считается, что иконостас был расписан Андреем Рублевым и его учителем Феофаном Греком.

   Церковь Ризположения – творения псковских мастеров. Сегодня в северной галерее домой церкви митрополитов и патриархов экспонируется русская деревянная скульптура. Здесь же хранится большое деревянное Распятие из Чудова монастыря.

   Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов. Сейчас в бывшей патриаршей резиденции, построенной при патриархе Никоне, находится Музей декоративно-прикладного искусства быта семнадцатого века.

   Колокольня Ивана Великого – шестидесятиметровое творения приезжего зодчего Фрязина. При Борисе Годунове колокольню надстроили еще на двадцать метров, чтобы можно было обозревать московские окрестности на тридцать километров. Рядом с колокольней располагаются Царь Пушка и Царь Колокол.

  Государственный исторический музей. Красная площадь, ?.  

   Музей открылся в восьмидесятых годах девятнадцатого столетия. За время правления советской власти экспозиции музея были идеологически окрашены. Но реконструкция девяностых вернула музею первоначальный облик. Работают залы постоянной экспозиции, начиная от предков человека до эпохи Киевской Руси, выставка «Реликвии государства Российского»: от посмертной маски Петра Великого до обиходных мелочей последних из рода Романовых. Если на ознакомление с каждым предметом музея тратить хотя бы по одной секунде, а документы не читать вовсе, то на это уйдет примерно 2 месяца.

  Новодевичий монастырь    филиал Государственного исторического музея). 

   Внутри находится Смоленский собор XVI века, ранее это – монастырь для женщин из высших сословий. Собрание музея состоит в основном из икон и шиться – главного занятия в женских монастырях.

Собор Покрова на рву – Храм Василия Блаженного 

   Традиционный символ Москвы. Всего собор объединяет 9 церквей. Неповторимое творение зодчих Бармы и Постника, которые были впоследствии ослеплены, дабы неповадно было такую красоту еще где-либо возводить. В одном из приделов собора расположился небольшой выставочный зал, глее демонстрируется церковная утварь, реликвии и выставки соответствующего характера.

 Музей современной истории России. Тверская ул., 21.

   Памятник московского классицизма конца восемнадцатого века. Некогда – Английский клуб, политический клуб столицы. С 1924 года здесь открылся Музей Революции (название музея обуславливает направленность его экспозиций). После августовского путча 1991 года музей переименован в музей современной истории России. Коллекция музея включает в себя архивы отечественных революционеров – от народников с анархистами до большевиков; собрание подарков глав Советского государства; Музей владеет самой полной коллекцией советского политического плаката и памятников военной истории6 знаменами времен Гражданской и Великой Отечественной войн, орденами и медалями видных деятелей.

 Музей истории Москвы.            Новая пл., 12.

   В музее действует одна из постоянных выставок – «Храм и Паства» (коллекция домовых и храмовых икон, старопечатные богослужебные книги), выставлены карты и планы Москвы от шестнадцатого до двадцатого веков, картины известных художников, коллекции тканей и одежды, фотографии и открытки – все, что характеризует московский быт и культуру.

 Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поклонная Гора  Поклонная гора  

  Музей представляет собой огромный комплекс, расположившийся на девяти гектарах Парка Победы, где находятся выставка военной техники, храм Георгия Победоносца, мемориальная мечеть и мемориальная синагога. В центре самого музея – Зал Славы, где можно ознакомиться с перечнем имен всех Героев Советского Союза, рядом – Зал Памяти с Книгой Памяти, где записаны все погибшие и пропавшие без вести. В трех Гвардейских залах располагается основная экспозиция. Шесть аудиовизуальных комплексов демонстрируют кинохронику военных лет, разные фото- и картографические материалы. В музее также хранится уникальная коллекция оккупационных дензнаков времен второй мировой войны.

 Мавзолей В.И.Ленина.  Красная пл .

   Музей В.И.Ленина – это культовое место столицы. Нынешний Мавзолей 1930 года практически повторяет своего деревянного предшественника, построенного в 1924 году. Строительство трибуны на первом уступе мавзолея было приурочено к Параду Победы 24 июня 1945 года. Единственная экспозиция мавзолея – это забальзамированное тело Владимира Ульянова.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ

 Третьяковская галерея        Лаврушинский пер., 10.     

   В 1892 году коллекция Павла Третьякова была передана Москве, и Виктор Васнецов построил для нее специальное здание. Богатейшая экспозиция классического русского искусства..

 Третьяковская галерея (на Крымском валу). Крымский вал ул., 10.

В залах на Крымском валу развернута постоянная экспозиция «Искусство двадцатого века». Постоянно проводятся сменные выставки.

 Музей изобразительных искусства А.С.Пушкина. Волхонка ул., 12.

   Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века. Первоначально коллекция была сформирована И. В. Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева. Постоянно проводятся сменные выставки.

 Музей личных коллекций-филиал Музея изо- искусств им. А.С.Пушкина). Волхонка ул., 10.

   С момента основания Музея в его фонды поступило около тридцати личных коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает около семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства ХУ-ХХ веков. Это - живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и фотография.

 Государственный музей искусства народов Востока. Никитский бульвар, 12а.

   В музее хранятся находки азиатских и кавказских археологов, дары посольств Китая, Северной Кореи и Ирана. Музей Востока является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки (всего свыше 147 500 музейных экспонатов).

Музей архитектуры им. А.В.Щусева. Воздвиженка ул., 5.

   Первый в мире специализированный архитектурный музей, основанный по инициативе Союза советских архитекторов в 1934 г. Его коллекции, отражающие тысячелетнюю историю архитектуры России, поистине являются национальным достоянием отечества.

Музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева. Андроньевская пл., 10.

   Единственный в нашей стране музей русской художественной культуры средневековья. В Спасо-Андрониковом монастыре, где расположен музей, жил, работал и был погребен великий художник Андрей Рублев, чье имя стало символом древнерусского искусства во всем мире.

Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Делегатская ул., 3.

   Единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. В фондах музея хранятся и частные коллекции: собрание художественного металла, переданные в дар его собирателем Г.А. Кубряковым, знаменитая коллекция русских, восточных и европейских тканей Н.Л. Шабельской, подаренная гражданином Франции П.М. Толстым-Милославским, коллекции фарфора, собранные М.В. Мироновой и А.С. Менакером, а также коллекция фарфора Л.О. Утесова.

Московский Музей современного искусства. Петровка ул., 25.

   Московский музей современного искусства – первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2.000 работ известных мастеров XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия. Коллекция музея постоянно растет за счет закупок и даров.

Винзавод – центр современного искусства. 4-й Сыромятнический пер., 1, стр.6.

Центр современного искусства в Москве. Открыт в 2007 году. Находится на территории бывшего пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария». Основатель выставочного центра «Винзавод» — известный предприниматель Роман Троценко, руководитель — супруга предпринимателя, декан продюсерского факультета Школы-студии МХАТ Софья Троценко.

«Винзавод» представляет собой комплекс из семи промышленных построек конца XIX века. Автор проекта современного выставочного центра «Винзавод» — Александр Бродский.

Московский государственный Музей народной графики. Головин М. пер., 10.

   Основой музей является коллекция его директора – художника В.Пензина. В его собрании есть редкие образцы ранней народной гравюры, авторские гравюры времен Отечественной войны 1812 года, много известных приемров лубка XVIII-XIX веков и лубка современного.

Московский государственный Музей Вадима Сидура. Новогиреевская ул., 37, стр.2.

   В экспозиции музея творчество В.Сидура представлено во всем его многообразии: трагические скульптурные работы из циклов "Памятники", "Инвалиды", "Гроб-арт" (коллажи из канализационных труб и деталей автомобильных моторов), эротические скульптуры. На сегодняшний день музей Вадима Сидура - единственный в Москве музей, целиком посвященный советскому неофициальному искусству 1950-1980 гг., представленному творчеством одного из самых ярких его представителей.

Центр современной культуры «Гараж». Образцова ул., 19А.

   Одна из самых главных выставочных площадок современного искусства. Центр современной культуры «Гараж» – некоммерческий проект, одно из самых больших выставочных пространств Москвы, целиком посвященное современному искусству. Он был основан культурным фондом IRIS Fondation во главе с Дарьей Жуковой и при участии авторитетного международного арт-куратора Молли Дент-Броклхерст. «Гараж» открылся 16 сентября 2008 года в историческом здании легендарного Бахметьевского гаража. Этот классический образец конструктивизма был построен в 1926-27 годах по проекту великого Константина Мельникова, а необычная и авангардная для своего времени конструкция крыши была придумана знаменитым инженером Владимиром Шуховым – автором Шуховской башни на Шаболовке. В подобном уникальном архитектурном памятнике и выставки должны устраиваться уникальные. Кураторы стараются вовсю: представляют масштабные выставки и проекты известных во всем мире художников, а также талантливых молодых авторов.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ

Музей книги. Воздвиженка ул., 3.

   Музей представляет книгу как важнейшее средство информации, распространения знаний, образования и воспитания, как орудие общения, труда и борьбы, как предмет материальной культуры и как своеобразное произведение графического и декоративного искусства. Экспозиция музея состоит из десяти тематических разделов. Наряду с книгами широко экспонируются предметы, связанные с их созданием.

Музей экслибриса Международного союза книголюбов. Пушечная ул., 7/5.

   Экслибрис (в переводе с латинского означает «из книг») – печать, которой педантичные люди помечают книги из своей библиотеки, а еще – предмет коллекциони- рования. Единственный в своем роде отечественный Музей экслибриса показывает примеры союза изощренного глаза и твердой руки: миниатюры на слоновой кости и даже на рисовых зернах.

Государственный Литературный музей. Петровка ул., 28.

   Государственный литературный музей (ГЛМ) - крупнейший в России музей истории русской литературы. Фонды ГЛМ сегодня насчитывают свыше 700 тысяч единиц хранения, документирующих историю русской литературы с самых давних времен. Это рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры, архивы издательств, творческих объединений, уникальные фотографии, работы виднейших русских художников, предметы прикладного искусства, памятники культуры, быта, собрание мемориальных вещей, коллекции афиш и плакатов, записей фольклора, фонозаписей голосов писателей, видеозаписей их выступлений

  Государственный Музей А.С.Пушкина. Пречистенка ул., 12.

   Сегодня Государственный музей А.С. Пушкина ГМП является одним из крупнейших литературных музеев и культурных центров России и Европы. В основе уникального собрания музея – материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта, историей литературы и пушкиноведения, художественные коллекции произведений искусства конца XVIII – начала XIX века, мемориальные вещи и бытовые предметы эпохи.

Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина на Арбате. Арбат ул., 53.

   Экспозиция открыта 18 февраля 1986 г. В доме на Арбате, где находится музей, А.С. Пушкин жил с февраля по май 1831 г. Он снимал 5-комнатную квартиру у губернского секретаря Н.Н. Хитрово, которому принадлежал дом. Накануне свадьбы, 17 февраля, на «мальчишнике» у Пушкина в этой квартире побывали Д. Давыдов, Е. Баратынский, И. Киреевский, Н. Языков, П. Вяземский, П. Нащокин, А. Верстовский, Л. Верстовский. 18 февраля после венчания четы Пушкиных в церкви Большого Вознесения здесь состоялся свадебный ужин. В доме восстановлена планировка квартиры 1830-х гг. по сохранившимся историческим источникам.

   В коллекции собраны портреты А.С. Пушкина (живопись, скульптура); коллекция иллюстраций к произведениям Пушкина (с 1820-х гг. до наших дней, включая изобразительные материалы по пушкинской теме в театре и кино); портреты современников поэта; живописные виды Москвы и Петербурга; собрание гравюр и литографий (портреты, виды памятных мест, жанровые сцены, лубок).

Дом-музей А.П.Чехова. Садовая-Кудринская ул., 6.

   "Живу в Кудрине, против 4-й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный, т.е. красный", - писал Антон Павлович Чехов в одном из своих писем. Мемориальные комнаты музея предстают перед посетителями в точности такими, какими они были при жизни Чехова. Кабинет и спальня писателя, комнаты его брата и сестры, гостиная восстановлены по рисункам и описаниям родных Антона Павловича. Они передают атмосферу, в которой жил и работал Чехов. В кабинете Чехова обращает на себя внимание чернильница с бронзовой фигурой лошади. Это подарок пациентки, у которой доктор Чехов не только отказался принять плату, но и дал денег на лекарства. На письменном столе - фотография Чайковского с автографом. А.П. Чехов был большим поклонником композитора, собирался посвятить ему сборник рассказов "Хмурые люди" и был буквально потрясен, когда Чайковский сам посетил его в кудринском доме.

   В гостиной много живописных работ брата Антона Павловича, художника Николая Чехова, рано умершего. В трех залах дома и пристройке размещается историко-литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя с 1879 по 1904 годы: портреты А.П. Чехова работы В.А. Серова и брата писателя Н.П. Чехова, автографы, прижизненные издания произведений А.П. Чехова, раритетное собрание фотографий писателя и его окружения, театральные афиши.

Музей-квартира Ф.М.Достоевского. Достоевского ул., 2.

   Флигель Мариинской больницы для бедных, где сегодня находится музей, предназначался под различные службы и казенные квартиры служащих больницы. Семья лекаря М.А. Достоевского, отца будущего писателя, занимала на первом этаже небольшую квартиру из двух комнат. Ф.М. Достоевский, родившийся в противоположном флигеле, жил в этой квартире с 1823 по 1837 год. Он уехал в Петербург, когда ему не исполнилось 16 лет. Квартира детства писателя на Божедомке никогда не перестраивалась.

   Музей был открыт в 1928 году на основе коллекции А.Г. Достоевской. Обстановка квартиры восстанавливалась на основе воспоминаний брата писателя А.М. Достоевского. В экспозиции частично использована мемориальная мебель и другие раритеты - портреты родителей, ближайших предков и родственников Ф.М. Достоевского, бронзовые канделябры (из коллекции А.М. Достоевского), первая в жизни Достоевского книга "Сто четыре избранныя истории Ветхаго и Новаго Завета" и многое другое.

Государственный Музей В.В.Маяковского. Лубянский пр., 3/6.

   Музей Владимира Маяковского был открыт в доме, где поэт жил и работал с 1919 по 1930 год, в январе 1974 года. Основу коллекции нового музея составили фонды Библиотеки-музея В. В. Маяковского, основанной в 1938 году.

   Поскольку Маяковский считается одним из ярчайших представителей русского авангардного искусства, музей, посвященный его жизни и творчеству, был организован не по классическим музейным канонам.

   В музее Маяковского нет привычных музейных залов с застекленными витринами. Сложное пространство дома, воссоздающее модель времени и мира Маяковского, задумывалось как Жизненный Лабиринт, сердцем которого должна была стать "Комнатенка - лодочка" - мемориальная комната поэта.

   Зал, в котором представлен цикл "Рождение", переносит посетителя в дом, в котором родился Владимир Маяковский. Внимание посетителей привлекает огромный перевернутый кувшин, висящий под потолком. Маяковский родился в Грузии, а согласно старинным грузинским обычаям, когда в семье рождался ребенок, кувшин наполнялся вином и зарывался в землю до совершеннолетия.

   Мемориальная комната поэта находится на четвертом этаже музея, в бывшей коммунальной квартире. Противник мещанства и быта, Маяковский не терпел ненужной роскоши и имел только самое необходимое. Бережно воссозданная обстановка двадцатиметровой комнаты, в которой поэт прожил одиннадцать лет, красноречиво свидетельствуют об этом.

   На сегодняшний день собрание музея насчитывает более 50 000 экспонатов, включая записные книжки и рукописи поэта, письма, личные вещи, (среди уникальных предметов - обручальное кольцо матери Маяковского и шашка его деда), мебель, принадлежавшую семье Маяковских. В музее также представлены прижизненные издания произведений поэта и книги о нем.

Московский государственный Музей С.А.Есенина. Строченовский Б. пер., 24, стр.2

   Экспозиция музея создана в 1995 году к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где долгие годы жил отец поэта, Александр Никитич, работавший старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н.В.Крылова. Именно сюда в 1911 году приехал юный Сергей Есенин из родных рязанских мест, и этот дом стал его единственным официальным адресом в Москве, где поэт жил и был прописан с 1912 по 1918 годы. Москва - город особый в судьбе С.А. Есенина. "Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва", - писал поэт в 1922 году.

   Центром экспозиции является мемориальная комната, которая, благодаря стеклянной стене, превращается в комнату-витрину, создавая иллюзию присутствия в ней. С помощью необычного художественного решения в экспозиции создана атмосфера, в которой рождалась Поэзия. В музее акцент сделан на московском периоде жизни и творчества С.А.Есенина, а также прослеживается весь его творческий путь.

Музей-квартира А.М.Горького. Никитская М. ул., 6/2.

   Квартира А.М. Горького расположена в одном из красивейших особняков, построенном знаменитым архитектором Ф.О.Шехтелем, здесь писатель провел последние годы жизни, работая над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина". Музей сохранил уникальную, богатейшую библиотеку Горького.

Музей «Булгаковский Дом», культурный центр. Большая Садовая ул., 10.

Культурный центр-музей «Булгаковский Дом» расположен в доме, где находилась знаменитая «нехорошая квартира» № 50, в которой развивалось действие романа «Мастер и Маргарита». В этом доме писатель Михаил Афанасьевич Булгаков жил с 1921 по 1924 гг.

Музей-квартира А. Н. Толстого. Спиридоновка ул., 2/6.

  Музей открыт в усадьбе, построенной в 1903 году архитектором Ф. О. Шехтелем для предпринимателей Рябушинских. В этом доме в квартире на втором этаже Алексей Толстой провёл последние годы жизни.

Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого «Хамовники». Льва Толстого ул., 21.

   Уникальный историко-бытовой памятник конца XIX века. В музее полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1893-1895 гг. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений.

Дом-музей Б.Л. Пастернака. Московская область, Одинцовский район, посёлок Переделкино, Павленко ул., 3.

   Под стать своему хозяину, дом Пастернака в Переделкине очень поэтичен. Он хорошо вписан в окружающую его природу. Цикл стихов "Переделкино", законченный весной 1941 г., Пастернак считал лучшим из всего, что было им когда-либо написано. В Переделкине поэт провел и первые трудные месяцы войны. В Переделкине он заканчивает роман "Доктор Живаго", пишет стихи к роману, переводит Шекспира, Гете, работает над циклом стихов "Когда разгуляется". Здесь же, на даче, он узнает, что 23 октября 1958 года ему присуждена Нобелевская премия по литературе "3а выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы". В этом доме 30 мая 1960 года Пастернак скончался.

Дом-музей К.И.Чуковского. Московская область, Одинцовский район, посёлок Переделкино, Серафимовича ул., 3.

   Дом-музей Чуковского в Переделкине настолько живой, что создается ощущение, что вот-вот навстречу выйдет сам хозяин. Интерьер дома сохранен таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают нам о связях К.И. Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века - И.Репиным, А.Блоком, В.Маяковским, Л.Андреевым, А.Куприным, Б.Григорьевым, К.Коровиным и многими другими. Одновременно он наполнен чудесами, которые сошли со страниц детских книжек. В гостиной можно увидеть кувшин, который стал моделью для художника, оформлявшего первое издание "Мойдодыра", и черный дисковый телефон, по которому Чуковскому "звонил слон" и прочие представители фауны ("У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон"). В кабинете - макет чудо-дерева, сделанный в подарок ребятами. А настоящее "чудо-дерево" можно видеть в саду рядом с домом.

Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке». Нижний Таганский тупик, 3.

   Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке" - культурный и научно-исследовательский центр, занимающийся сбором источников, отражающих жизнь и творчество В. Высоцкого, эпоху в которой он жил. ГКЦМ сегодня включает в себя постоянную экспозицию, художественную галерею и театрально-концертный зал.. Музей хранит документы, фотографии, аудио и видео записи. Библиотека музея - самое полное собрание изданий произведений В. Высоцкого и материалов о нем. На театральной сцене идут спектакли молодых коллективов Москвы, в галерее "Сэм Брук" проходят выставки современных художников и тематические выставки музея.

МУЗЕИ – УСАДЬБЫ

Музей-усадьба Останкино. Останкинская 1-я ул., 5.

   Единственный музей, работающий только в теплую погоду: при влажности воздуха выше 80% музей закрывается. Выбор графа Шереметева пал на Останкино, как на место для постройки своего театра. Дворцовый театр (театральная постройка XVIII века) постепенно обрастал галереями и павильонами. Самая уникальная постройка – по проекту Бренны и Старова – целиком деревянный дворец, но штукатурка создает впечатление каменного здания. От театра остались немногие предметы реквизита, ноты с пометками крепостных исполнителей, коллекция музыкальных инструментов — в том числе арфа Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, в замужестве графини Шереметевой. Во дворце, построенном по проекту Виктора Бренны и Ивана Старова, раньше располагался Музей творчества крепостных. Но теперь музей со скульптурами Кановы и Лемуана, античными подлинниками, золоченой мебелью XVIII — первой половины XIX века, коллекциями русского портрета, графики и миниатюры XVIII–XIX веков, а также западноевропейского фарфора ничем не напоминает о тяжелой судьбе дореформенного крестьянства.

Музей-заповедник Коломенское. Андропова пр-т, 39.

   «Коломенское» - летняя загородная усадьба московских правителей XIV века. Здесь вы увидите первый шатровый храм – Вознесенскую церковь, Георгиевскую колокольню, Водовзводную башню, Дворцовый павильон, Домик Петра Первого из Архангельска, а также прекрасную природу и два камня, которые являются предметами языческого культа. В музее также устраиваются красочные театрализованные экскурсии.

Музей-усадьба Кусково. Юности ул., 2.

Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России.

   Усадьба, построенная по заказу графов Шереметевых, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а так же единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.

   В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня - это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

Музей-заповедник Царицыно. Дольская ул., 1.

   Одно из самых необыкновенных мест столицы, да, можно сказать, и всей России. Примерно двести лет тому назад очевидец, А. Ф. Раевский, писал о нем: «Все, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет, - все найдете Вы в Царицыне».

   Земля, которую теперь занимает музей-заповедник «Царицыно», таит в себе глубокую историческую память, уходящую корнями во времена древних вятичей, связанную с именами знатных боярских и княжеских родов Стрешневых, Голицыных, Кантемиров. В Царицыне, получившем славу красивейшей усадьбы Подмосковья, бывали многие деятели культуры и искусства, оставившие восхищенные описания увиденного, - Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, И. С. Тургенев, И. А. Бунин и многие другие. Действительно, в Царицыне слились воедино восхитительный по красоте природный ландшафт и величайшие архитектурные творения, созданные гениальными русскими зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым.

   Удивляют и привлекают странная судьба Царицына, не разгаданная до сих пор загадка, связанная с его строительством, сам облик огромной усадьбы, романтический и несколько таинственный, похожий на музей безудержных затей XVIII века, богатого на выдумки, фантазии и капризы, неоднократные попытки достроить ее, медленное, на протяжении двух сотен лет, угасание. Судьба и время оказались безжалостными к Царицыну. Многое погибло, было утрачено, иногда безвозвратно. Но в наши дни произошло почти невероятное возрождение несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины Великой. И сегодня это самое популярное место во всей Москве. Людской поток не иссякает ни летом, ни зимой, ни днем, ни вечером.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Театральный музей А.А.Бахрушина. Бахрушина ул., 31/12.

   Музей основан в 1894 А. А. Бахрушиным, передавшим его в 1913 в ведение Академии наук. После Октябрьской революции 1917 включен в сеть государственных учреждений (Бахрушин был назначен пожизненным директором музея). В музее насчитывается около полумиллиона экспонатов по истории русского, советского и зарубежного драматического и музыкального театра. Располагает архивами и рукописями крупнейших деятелей театра (М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, семьи Садовских, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского, В. А. Теляковского и многих др.), эскизами декораций и костюмов (П. Гонзаго, А. Я. Головина, М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева и др.), собраниями граммофонных и магнитофонных записей. Ведётся большая лекционная работа, устраиваются тематические выставки в России и за рубежом. При музее работает библиотека (свыше 60 тысяч томов).

Дом-музей М.Н.Ермоловой. Тверской б-р, 11.

   Музей находится в особняке конца XVIII века, где великая трагическая актриса М. Н. Ермолова жила с 1889 по 1928 год. С 15 мая 1970 г. в нескольких комнатах этого дома располагался Музей-квартира М. Н. Ермоловой, где находились вещи, сохраненные дочерью М.Н.Ермоловой - М.Н.Зелениной. На основе этих материалов был создан Дом-музей М.Н.Ермоловой, открывшийся в 1986 году.

   Экспозиция Дома-музея рассказывает о мире театральной Москвы XIX в., об истории жизни М. Н. Ермоловой — от детских лет и обучения в театральной школе до вершинных ролей, которые запоминались зрителям до конца их дней.

Музей-квартира В.Э.Мейерхольда. Брюсов пер., 12, кв.11.

   Музей находится в мемориальной квартире Всеволода Мейерхольда, где восстановлен его рабочий кабинет. Постоянная экспозиция «Мейерхольд - актёр. Актёр в театре Мейерхольда» посвящена жизни и творчеству гениального режиссера-реформатора XX столетия, оказавшего огромное влияние на все последующее развитие мировой театральной культуры. Она рассказывает о жизни и творчестве Вс. Мейерхольда — как дореволюционного, так и советского периода, о его судьбе, о людях, которые были рядом с Мастером в самые разные периоды его жизни.

   На выставке представлены фотографии из спектаклей Вс. Мейерхольда, редкие семейные фотографии из его архива, документы, эскизы костюмов и декораций, сценические костюмы, макеты декораций к спектаклям Мейерхольда разных лет.

Музей МХАТ им.А.П.Чехова. Камергерский пер., 3а.

27 октября 1923 г. открылась выставка, посвященная 25-летию МХАТ им. А.П. Чехова, с которой и начался отсчет истории Музея МХАТ.

   Первая экспозиция, открытая в 1925 г., размещалась в самом театре. В 1939 г. для экспозиций и фондов было выделено соседнее здание (Камергерский пер., 3а); здесь и нашла свое наиболее полное отражение история славного творческого коллектива.

   Коллекция музея чрезвычайно богата: собрание режиссерских экземпляров пьес К.С. Станиславского; авторские и режиссерские экземпляры пьес; записи и стенограммы репетиций; подготовительные материалы исторического и бытового характера; финансовые документы; служебная переписка; собрание театральных афиш, плакатов и программ; личные фонды писателей, режиссеров, актеров, художников, работавших и сотрудничавших с МХАТ; произведения театрально-декорационного искусства (в том числе работы М. Добужинского, А. Бенуа, Н. Рериха, Б. Кустодиева, А. Головина, Н. Крымова, Н. Ульянова, В. Татлина, И. Акимова, П. Кончаловского и др.); коллекции сценических костюмов, фотографий, личных вещей актеров и режиссеров; собрание публикаций в прессе о МХАТ за 100 лет.

Дом-музей К.С.Станиславского. Леонтьевский пер., 6.

   В доме, в котором разместился Дом-музей Константина Сергеевича Станиславского. прошли последние 17 лет жизни этого великого реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста, чье имя по праву стоит в ряду славных имен великих деятелей мировой культуры. Он здесь жил и работал с 1921 по 1938 г. В 1948 г в здании был открыт мемориальный музей.

   Мемориальная экспозиция включает в себя жилые комнаты Станиславского и его жены - артистки МХАТ М.П.Лилиной, "Онегинский зал", "Синее фойе" и другие помещения. Постоянно экспонируется выставка историко-театральных коллекций Станиславского - предметы старины, мебель, книги, сценические костюмы, театральные реликвии, фотоснимки. Посетителей музея привлекут историко-архитектурные особенности старого здания, а любителей театра - уникальная театральная экспозиция, проводимые здесь выставки и вечера, посвященные искусству Московского Художественного театра

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Музей музыкальной культуры М.И.Глинки. Фадеева ул., 4.

   В марте 1912 года в бывшем кабинете основателя Московской консерватории Н.Рубинштейна открылся музей. В 1943 году Советское правительство приняло решение о создании на базе музея консерватории Государственного центрального музея музыкальной культуры. Когда музыкальная общественность страны отмечала 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (1954 г. ), музею было присвоено имя этого великого русского композитора. Летом 1985 года торжественно открылась экспозиция в новом здании, построенном специально для музея.

   В фондовых отделах музея хранятся и изучаются исключительно ценные раритеты: музыкальные рукописи, печатные издания, музыкальные инструменты разных времен и народов, мемориальные вещи, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

   Ни в одной стране мира нет музыкального музея подобного масштаба, и не случайно среди десятков музыкальных музеев России Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки является центральным.

Дом-музей Ф.И.Шаляпина. Новинский б-р, 25.

   В этом доме жил Федор Иванович Шаляпин перед отъездом на длительные гастроли за рубеж. Экспозиция музея многослойна. В ней подчеркнуты три основные темы - "Дом", "Творчество", "Время".

Музей А.Н.Скрябина. Николопесковский Б. пер., 11.

   Музей расположен в доме, где с 1912 по 1915 годы жил выдающийся русский композитор, пианист, философ и поэт Александр Николаевич Скрябин. Здесь создавались его гениальные произведения. Этот дом хорошо знали современники композитора. Это был мощный культурный центр Москвы. Здесь бывали: философы Н.Бердяев, С.Булгаков; художники Н.Шперлинг, Л.Пастернак; театральные деятели Вс.Мейерхольд, А.Таиров, АКоонен; поэты-символисты Ю.Балтрушайтис, К.Бальмонт, Вяч.Иванов и многие другие, свидетельства о которых сохранены. В 1918 г. решением правительства Российской Федерации мемориальная квартира А.Н.Скрябина была объявлена национальным культурным достоянием и было принято решение превратить её в музей. Он был открыт в Москве 17 июля 1922 года.

   Первым директором Музея А.Н.Скрябина была жена композитора Т.Ф.Шлецер-Скрябина, почетным хранителем - Л.А.Скрябина, его воспитательница.

   Музей А.Н.Скрябина уникален: он - живое свидетельство Серебряного века русской культуры конца XIX - начала XX вв. В нём сохранено в неприкосновенности всё, что окружало Скрябина при его жизни - рояль Бехштейн, личная библиотека, обстановка, предметы искусства.

НАУЧНЫЕ МУЗЕИ

Политехнический музей. Новая пл., ?, 1 подъезд.

   Экспозиция музея представлена различными физическими, техническими и химическими открытиями, вделанными в разное время выдающимися учеными.

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана. Ленинский пр-т, 18, к.2.

   Один из наиболее известных среди 500 минералогических музеев мира и крупнейший в России. В основных коллекциях музея более 135 тысяч экспонатов со всего мира. Природные кристаллы и другие формы минералов. Изделия из камня работ старых и современных мастеров. Драгоценные камни, метеориты и многое другое.

   Основан в 1716 г. в Санкт-Петербурге как минеральный кабинет Кунсткамеры. С 1725 года находится в ведении Российской академии наук. Вместе с академией наук музей переехал в Москву в 1934 году и был расположен в одном из зданий усадьбы «Нескучный сад» — построенном в начале 19-го века графом Орловым-Чесменским как манеж, позднее превращенном в загородный зал приемов императорского двора.

Музей коневодства. Тимирязевская ул., 44.

   Хранящаяся здесь тематическая художественная коллекция не имеет равных в мире. Художественные фонды включают в себя более 3500 картин, произведений графики, скульптуры и прикладного искусства, видеотеку, свыше 55000 негативов, обширную тематическую коллекцию почтовых марок, открыток и конвертов, значков, всевозможных сувениров. В библиотеке музея - свыше 12000 книг и журналов по коневодству, от уникальных фолиантов XVI - XVII веков до современных русских и зарубежных изданий. Основную часть коллекции составляют произведения тех художников, для которых лошадь была не случайным, а постоянным объектом изображения.

Медицинский музей. Сухаревская пл., 3.

Медицинский музей расположен в здании бывшего Странноприимного дома графа Шереметьева (больницы для душевнобольных из числа бездомных). В музее представлены более 20-ти постоянно действующих экспозиций, посвященных различным отраслям медицины (например, "История рентгеновской трубки", "Авиационная и космическая медицина" и т.д.); различным вехам в истории медицины ("Из истории благотворительности России", "Милосердие на войне". "На магистральных направлениях медицинской науки" и т.д.); композиции посвященные светилам медицины - Склифосовскому, Боткину, Парацельсу и др.

Государственный Дарвиновский музей. Вавилова ул., 57.

   Государственный Дарвиновский музей был основан 7 октября 1907 г. молодым зоологом Александром Федоровичем Котсом. В то время это был первый и единственный музей эволюции. Сегодня ГДМ - крупнейший естественнонаучный музей Европы. Экспозиция рассказывает об истории становления теории эволюции, разнообразии жизни на Земле, об изменчивости и наследственности, о естественном отборе и борьбе за существование в природе. Уникальную часть фондов составляют: коллекция аберративных форм, коллекция альбиносов и меланистов, коллекция зубов вымерших акул, редкие книги, коллекция анималистического искусства. В залах музея установлены компьютеры, подключенные к Интернету и позволяющие получить подробную информацию не только об экспозиции нашего музея, но и о многих других крупных естественнонаучных музеях России. Уникальные "Обучающие гиды-путеводители" дают посетителям возможность самостоятельно изучить любой раздел экспозиции. В музее работают световидеомузыкальная экспозиция "Живая планета", мультимедийный центр "Эко-Москва" и кинолекторий. Для детей открыты биологический кружок и изостудия.

Зоологический музей МГУ. Никитская Б. ул., 6.

   Зоологический музей МГУ - один из крупнейших музеев естественно-исторического направления в России - существует уже более 200 лет. По объему научных фондов он входит в число первых десяти крупнейших музеев мира данного профиля, занимает второе место в России. Его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хранения. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн.), коллекция млекопитающих (более 200 тыс.) и птиц (157 тыс.). Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед. хранения), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова. Профсоюзная ул., 123.

   Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова является неотъемлемой частью Палеонтологического института РАН. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Экспозиция Музея посвящена эволюции органического мира Земли.

Мемориальный музей космонавтики. Мира пр-т, 111.

   Мемориальный музей космонавтики расположен в цокольной части монумента "Покорителям космоса" - уникального памятника Москвы, воздвигнутого в честь запуска Первого искусственного спутника Земли по проекту архитекторов М.О. Барща, А.Н. Колчина и скульптора А.П. Файдыша-Крандиевского и открытого 4 ноября 1964 года. Замысел создания музея принадлежал Главному конструктору ракетно-космических систем С.П. Королеву. Музей был торжественно открыт 10 апреля 1981 года, к 20-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. В фондах музея бережно хранятся образцы космической техники, личные вещи деятелей ракетно-космической отрасли, архивные документы, кино- и фотоматериалы, предметы нумизматики, филателии, филокартии и фалеристики, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Музей воды. Саринский пр., 13.

   Экспозиция музея состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен истории строительства сооружений водопровода и канализации в Москве. Показаны этапы этого строительства - с древнейших времен и до наших дней. Второй раздел посвящен устройству и работе современных систем водоснабжения и канализования города. В экспозиции показывается весь сложный путь, который проходит природная вода, прежде чем попасть в квартиры москвичей и на промышленные предприятия, а затем, после использования, возвратиться в природу.

Ломаковский музей старинный автомобилей и мотоциклов. Краснодарская ул., вл.58.

   За 40 лет члены семьи энтузиастов Ломаковых собрали уникальную коллекцию - 120 исторических автомобилей и мотоциклов. От мотоцикла "Пежо" 1914 года выпуска (оставленного французским экспедиционным корпусом в Архангельске во время интервенции в 1918 году) до "Чайки" ГАЗ-13 1977 г.в. (подаренной Патриарху Всея Руси Пимену генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым). Автомобили из коллекции снимались в более 90 кинофильмах: "Вариант Омега", "Бархатный сезон", "Операция кооперация", "Мы из джаза!", "Поэма о крыльях", "В ближнем круге", "Здравствуте! Я Ваша тетя!", "Ключ к спальне", "Парк советского периода" и др.

   Это первый частный (в полном смысле этого слова) музей в России с 1917 года. После 14 лет обивания властных порогов Дмитрию Ломакову удалось получить 1 гектар земли в Москве (рядом со станцией метро "Люблино") под строительство "Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов" - первого автомотомузея в России. Сейчас музей уже построен (работает первый зал), и люди имеют возможность увидеть большую часть уникальной Ломаковской автомото-коллекции. В экспозиции выставленно 50 старинных автомобилей и мотоциклов.

Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского. Моховая ул., 11, стр.2.

   Музей является исследовательским и просветительским центром в области наук о Земле. Музей берет свое начало от «Минерального кабинета» Императорского Московского университета, учрежденного Величайшим Указом 12 января 1755 года. 17 февраля 1755 года сыновья уральского заводчика Акинфия Демидова передали в дар новорожденному университету собрание руд и минералов – 6000 предметов. Созданный по замыслу М.В. Ломоносова, кабинет превратился в первый в Москве естественнонаучный музей. Сегодня в минералогическом собрании ГГМ почти 60 тысяч образцов, представлено около 1.100 минеральных

Новости